Я с 2014 года погружен в тему стоков. И на мой взгляд, именно Creative Market (далее КМ) был самым перспективным из всех. Он должен был стать центром сосредоточения самой лучшей графики, в котором учитываются и интересы покупателя, и интересы автора. Идеальный магазин в котором все остаются в выигрыше. Но, увы, он не достиг той точки в которую шел.
Часть 1. Начало
Почему КМ был самый перспективный?
Во-первых, тогда (да и сейчас) почти все стоки продавали этот старый, уже тогда морально устаревший, союз eps+jpeg, и авторы не могли подгрузить даже png. КМ принимал вообще всё, что ты хочешь. Например, ты мог грузить pat для паттернов, как сделали мы в своём продукте с текстурами бумаги, psd, svg, скрипты, вообще всё что угодно. Это было круто и правильно. Чем-то подобным хотел еще до него стать Graphicriver, но там всегда всё портила приемка. Приемка Энвато вообще достойна отдельного поста.
Во-вторых, он учитывал интересы всех.
▪️ Авторы могли получать 70% от продажи и упаковывать в свой продукт, что хотят. Это очень неплохо мотивировало, с учетом того, что обычно на стоке тебе платили 25-38% от продажи, и просили только вектор.
▪️ Клиенты могли купить удобный для себя формат изображений, псдшник например. И не надо мучаться с вектором, изучать иллюстратор и прочее. Нам часто писали покупатели — они это не любят. Им более понятен растр и условный фотошоп. Или же человек мог купить сразу целый бандл работ в одном стиле и закрыть все свои нужды разом. А не искать иконки по одной, что мне всегда виделось неудобным.
▪️ Сток получал свой процент.
Вообще все в плюсе! Я сам там покупал часто кисти, текстуры и прочее.
В-третьих, Creative Market рушил схему всех остальных стоков, что авторов и покупателей нельзя состыковывать. Только через поддержку и только по определенным вопросам. А то ведь без нас договорятся и заработают! Помнится, что Шаттер даже почты удалял у людей в описаниях профилей, лишь бы не писали авторам напрямую. А Криэйтив — нет проблем, пиши что хочешь, заказывай, спрашивай, договаривайся.
Помнится, одна учительница с Германии нас просила переэкспортить ей работы в разрешении побольше. Мы всё сделали, потому что хотели, чтобы она осталась довольна магазином и купила еще раз. И она купила, и не раз. Круто же! Зачем в этом случае поддержка стока? Мы всё порешали сами, клиент остался доволен.
В общем Криэйтив был кайф. Лучший, крутой и обожаемый. ❤️
Часть 2. Развитие
Шли годы, мы вырастили большой портфель на Creative Market, который состоял в основном из бандлов. Наше отношение к Криэйтиву всегда было особенное. Вот наш магазин на нём.
Почему бандлы? Да потому что это удобно. Берешь либо вообще все иконки/иллюстрации в заданном стиле, либо тематическим бандлом. Мы формировали бандлы с максимальной заботой о покупателе, упаковывая кучу разных форматов внутрь. Если иконки, то там шла резка под IOS и Android, svg, eps и т.п.
Даже как-то сделали ролик для продукта. Посмотрите, мы старались 🙂
Потом Криэйтив выкатил верификацию работ. Специальная команда КМ проверяла работы и потом ставила галку «верифицировано», прошедшим эту процедуру.
Такой продукт был идеален. От описания и инструкций использования, до мелочей в упаковке файлов. Прибыль от верифицированный продукта была не 70%, а 60%, но это было не так важно, потому что верифицированные работы шли в определенную выборку и это отлично влияло на продажи.
Тема с верификацией была очень логичной. И автор готовит круто, чтобы попасть в выборку и заработать больше (чаще=больше). И магазин говорит: «Я проверил, там всё хорошо». То есть клиент точно получит классный продукт. Отличный шаг в направлении «все в выигрыше».
Мы пересобрали что надо было пересобрать и верифицировали почти все продукты в магазине, а их у студии было немало. И всё бы ничего, но тут машина Криэтива завернула не в тот поворот.
Часть 3. Поворот не туда
Насколько я понимаю, в определенный момент внутри Creative Market политика компании завернула не туда. Началось с того, что верификация была отменена. Зачем? Так пользователю стало сложнее находить хороший продукт. Продукт же вроде как для пользователя делается. Ну, и у авторов пропала мотивация делать идеально. И со всех продуктов стали удерживать не 30%, а 40%. Видимо стало фигово с прибылью и решили «резать косты».
Потом как-то в эти же месяцы сменился глава компании. И походу эффективные менеджеры стали медленно хоронить некогда новаторский сток. Ни одного нормального шага с той поры я и не видел. И самым странным (и как по мне «роковым») моментом стало объединение Дрибббла и Криэйтив Маркета. Вот тогда вообще всё стало плохо. Хотя по идее объединялись два идеальных продукта.
Что такое Dribbble? Креативная пощадка. Там дизайнер делится своими проектами, туда идут для вдохновения другие дизайнеры и клиенты ищут там себе исполнителей.
Что такое Creative Market? Это платформа где пользователи покупают себе графику, пресеты и прочее. Это два разных продукта для разных аудиторий. Быть под одним флагом, почему нет? Но как же я офигел, когда их стали смешивать! 😰
Дрибббл стал «немного магазин». Я стал видеть под шотами на дрибббле(!) классический стоковый блок «посмотрите какие работы есть для вас на продажу». И там продукты с Creative Market. И ладно бы выдавали то что в топах, в топах было всё хорошо. Нет, там выдавалось видимо что-то близкое по тегам и ключам. То есть стандартная жуткая стоковая фигота со дна от авторов/студий, которые не относились к Криэтиву как например мы.
Короче, под топовым шотом от топового дизайнера вы видите вот эту жуткую стокерскую хтонь, которая ток по ключам подошла. Ну это наверное «правильный ход с точки зрения продаж», если ты вообще не знаешь чем различаются два ресурса и только зашел в дизайн. Странно и не понятно.
Часть 4. Заключение
Потом поломалась выдача в Creative Market. И на Дрибббле заодно кстати! Видимо пошло классическое стоковое «а давайте ка крутить выдачу наиболее хитрожопым способом и глядишь заработаем ещё». И как-то полетели топы, выдаваться работы стали странно, и КМ стал походить на обычный сток типа Шаттера. Вышли со дна работы авторов и студий, которые относились к Криэйтиву как к обычному стоку, не запариваясь вообще.
То есть когда-то была верификация и спецотдел на проверку. А теперь хаос и переламывание всей предыдущей стратегии развития! Это вот прям все походило на какое-то сознательное закапывание продукта в землю.
Во всех этих телодвижениях я прям в реалтайме внутри кабинета видел как падает трафик, уменьшается количество продаж, и на сайт приходит всё меньше людей. Общаясь с другими стокерами и студиями, я их первых уст слушал то же самое, что происходит у нас. И теперь всё у всех сдулось, и в кабинете видно, что на сайт стоит как заброшка, по сравнению с тем, что было в условном 2019. Тупо.
Контрольно еще добили понижением отчислений до 50%. Видимо совсем денег стало мало.
Сейчас они конечно вроде и топы как-то воскресили, и с Дрибббла поубирали ненужное. Но как раньше не стало, и мы теперь там можно сказать не торгуем, хотя магазин остался. А мы перенесли нашу точку продаж в свой магазин, чтобы без таких вот приколов жить.
Так некогда топовый сток стал стоком второго эшелона.
Я не знаю, что произошло на самом деле и какие истинные причины произошедшего. Может в определенный момент упал трафик, продажи, еще что-то, что побудило на резкую смену политики. А может и правда «эффективные менеджеры». А может развивающиеся гиганты Adobe и Envato отожрали часть трафика. Не знаю. Но продукт «поломался» и сейчас, когда появились нейросети, и те стоки у которых не будет союза сток+сетка обречены на погибель, вряд ли у Криэйтива есть серьезные шансы к восстановлению.
Если вам интересны подобные темы, вы любите иллюстрацию: для души, для денег, для мамы, для себя, то подписывайтесь на мой канал в телеграме.